Секция 1


1.1.         Философия последипломного педагогического образования (руководитель, модератор -канд. філос. наук П.В.Гончаренко ).

*** 
Секція 1.1. Філософія післядипломної педагогічної освіти

Запрошуємо до обговорення проблемних питань:

44 комментария:

  1. Спасибо большое организаторам Форума! Очень интересная идея проводить конференции в форме интернет-обсуждений. Приехать сейчас сложно, а так мы побывали сразу на нескольких секциях.

    ОтветитьУдалить
  2. Согласен с Вами. Данный Форум яркая иллюстрация к замечанию Аристотеля по поводу того, что "целое больше суммы своих частей". Мероприятие богато контекстами, к которым еще не раз можно будет возвращаться.

    ОтветитьУдалить
  3. Справжнє філософствування, мабуть, власне і починається вже після отримання дипломів. Ті контексти, про які Ви кажете, можна віднайти якраз з височини власного досвіду та освіти. Шкода лише, що обговорення з питань філософії післядипломної педагогічної освіти проходить не особливо жваво. Що стосується нашого колективу ЗОШ № 2 м.Полтави, то ми навіть засідання провели з певних актуальних питань цієї секції. Дякуємо. Олександр Скеглик

    ОтветитьУдалить
  4. Згодна з Вами, що питання актуальні, але жвавого обговорення не спостерігається, скоріше за все, тому, що я, зокрема, деяких авторів знаю особисто і вже спілкувалась з ними з приводу їхніх доповідей. Оксана Федорченко

    ОтветитьУдалить
  5. щіра подяка за висвітлення актуальних питань

    ОтветитьУдалить
  6. Ознайомився з тезами Г.Р.Корицької на тему: "Технології тестування в освіті". Я, власне, переймаюсь схожими проблемами, зокрема, - розвитком рефлексивної культури студентів у Запорізькому національному університеті через систему тестування. Можу сказати своє "браво". Чи можна буде якось із нею поспілкуватись?
    Карім ель Гуессаб (ЗНУ)

    ОтветитьУдалить
  7. Я, звісно, - не автор, проте можу посприяти. Де мене знайти - знаєш.
    Павло Гончаренко

    ОтветитьУдалить
  8. Поднят важный вопрос о качестве образования. Думаю, что о нем можно судить по нескольким вещам: во-первых, по тому, насколько универсальны навыки, сформированные в процессе образования, где человек их может применить и насколько он востребован как специалист; во-вторых, по репутации учебного заведения, которое он закончил. В Украине репутация как понятие пока не играет такую важную роль как в других обществах. Хотя во всем мире репутация - это ценный товар, которым дорожат, ведь он приносит дивиденды. Репутация учебного заведения состоит из нескольких показателей: признания диплома в стране и за ее пределами, желания иностранных студентов и преподавателей приезжать в данное учреждение, желание абитуриентов поступать и работодателей брать на работу выпускников, а также ссылок на научных сотрудников учреждения в научных публикациях. О качестве школы судят по желанию родителей отдавать туда детей и успешности ее выпускников.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласен. В этом плане интересен рейтинг лучших школ журнала Фокус http://focus.ua/charts/228916/ В первой пятёрке — ещё две школы из западного региона: львовская и ивано-франковская. На четвёртой строчке — донецкое учебное заведение «Эрудит», замыкает группу лидеров Киевский физико-математический лицей при КНУ им. Тараса Шевченко.
      Вообще киевских учебных заведений в рейтинге представлено больше всего —
      17, и это неудивительно. Большинство из них — не просто обычные школы, а гимназии или лицеи при крупных университетах. Кроме того, там действуют разнообразные международные и профильные программы, которые, безусловно, влияют на качество образования. Из Запорожья только технический лицей. Очевидно, будушее школьного образования в том, что вузы будут сами готовить себе кадры, организуя собственные школы

      Удалить
    2. Интересный опыт института Ткума. Вот пример того, как можно эффективно функционировать в образовательном пространстве, стать его частью и при этом абсолютно не зависеть от государства, бюджетных дотаций и т.д.При этом сделать внешкольное образование достаточно интересным направлением деятельности, привлекать учителей и учеников к сотрудничеству

      Удалить
  9. Прочитал тезисы Гузенкова о необходимости изменения курсов социально-гуманитарной направленности. Интересная мысль. Еще Ю. Виннычук говорил о том, что школа скорее напоминает Зазеркалье и практически не связана с реальным миром, в котором живут дети. Если почитать программы т.н. курсов гуманитарной направленности, предлагаемые МОН для школы - можно умереть от тоски: индивид, индивидуальность, личность - кому эти умозрительные концепции нужны в реальном мире. Или нудные рассуждения о типах и возникновении государства. Изложение проблем устройства общества также далеко от реалий не только жизни, но и современной науки. Те, кто их составлял, учились в прошлом веке и мало разбираются в современных проблемах. Общество меняется и применять к нему концепции прошлых и позапрошлых веков - абсурд. Правда эта мысль очень медленно доходит до чиновников от образования

    ОтветитьУдалить
  10. Шановні учасники конференції. Я, мабуть, висловлю думку багатьох учителів, що проблема, піднята Шацькою Н.М. (До теоретичного питання розвитку україномовної культури вчителя вітчизняної школи) таки існує. У наш час, коли велика увага приділяється розвитку, саме розвитку україномовного простору, питання де і як удосконалити власне україномовне мовлення постає усе гостріше. Стаття актуальна і дієва.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Запрошуємо Вас у Запорізький інститут післядипломної педагогічної освіти на заняття спецкурсу "Розвиток україномовної культури педагога на засадах психолінгвістики", де слухачі опрацьовують матеріал з певної теми: готують презентації,папки з теоретичним матеріалом, практичною частиною, музичні ілюстрації тощо. Такий багатий матеріал мріємо втілити у посібник (скоріше за все електронний). Дякую, Наталія Михайлівна.

      Удалить
    2. Що особисто мене зачепило у тезах Шацької, так це народницька домінанта української культури, розглянута через призму мови, де Наталія Михайлівна розглядає рідну мову як безцінний скарб для кожного народу: "вона містить літопис його історії й духовного життя, відображає його основні традиції та звичаї". Можна було б згадати ще некласицистський характер української культури у цілому, який певним чином відбивається і на розвитку україномовної культури вчителя вітчизняної мови та незначну кількість раціоналістичних спроб її стильової кодифікації. Зокрема, своє втілення ця некласицистсько-протираціоналістська течія знайшла у відомій концепції «кордоцентризму».
      Чи я помиляюсь?
      Роман Ігорович (м.Суми)

      Удалить
    3. Ви, мабуть мали на увазі "на розвитку україномовної культури вчителя вітчизняної школи (а не мови)", як це зазначено у назві доповіді? Стосовно некласицистського характеру української культури та кордоцентризму, думаю, що це могло б бути корисним доповненням, особливо виходячи з сучасних євроінтеграційних стратегій України, адже кордоцентризм співзвучний таким загальноєвропейським течіям гуманітарної думки, як неостоїцизм та августиніанство, сягаючи корінням в ідейний фонд пізньої античності, до «Сповіді» Августина та «Моральних листів» Сенеки. Шацька якраз про це і пише, згадуючи особливе місце системи освіти "в процесі розвитку і відродження національних форм життя та мислення, відновлення української культури..., основною метою якої традиційно є трансляція молоді культурних здобутків людства". Петро Данилишин (Дніпродзержинськ)

      Удалить
    4. Сучасний досвід розімкнення української культури на найширші обрії світової культури, в тому числі тяжіння до далекосхідних ремінісценцій, до індоєвропейських образних систем, – це продовження на новому витку трансляції не лише архетипового для української ментальності діалогу з природою, з космосом, а й переосмислення позитивістсько-раціональної логіки буття. Йдеться, перш за все, про позитивізм і раціоналізм європейського зразка доби Нового і Новітнього часу, коли Європа, що багато віків перед тим існувала, багато в чому, за рахунок високих східних технологій, розпочала еру власної самобутності. Традиція, що йшла від Декарта, підсилила себе Фейєрбахом з його людиною як центром світобудови, екзистенціалістами, які вважають, що людина створює себе своїми справами та вчинками. Роман Ігорович

      Удалить
    5. Я вважаю, що сьогодні українська культура повертає собі чутливість до метафізики, до заглиблення у «істину сущого як такого у цілому», про що пише Хайдеггер. Ви це мали на увазі?

      Удалить
    6. Я би краще сказав про дві головні тенденції, які однаково відчутні у всіх сферах сучасної наукової думки, про тенденцію до національно-кореневого та до універсального, загальнобуттєвісного, що свідчать про інтенсивний ривок у творенні національного буття. Кульмінація національних проблем викликає висвітлення універсальних цінностей і засвідчує потенції культури до структурування осмисленої життєдіяльності, розроблених античною цивілізацією і підхоплених Київською Руссю ще у X ст. у процесі творення нею власного нового, греко-слов’янського типу європейської культури.

      Удалить
  11. Дякую за підтримку. За поспіх, звісно, вибачаюсь, це технічна помилка. А як Ви ставитесь до пропозиції Наталії Михайлівни стосовно занять на спецкурсі "Розвиток україномовної культури педагога на засадах психолінгвістики"?
    Роман Ігорович

    ОтветитьУдалить
  12. Може бути. Необхідно буде узгодити час та можливості практичного застосування набутих на курсі знань та навичок. А Ви як ставитесь до пропозиції Наталії Михайлівни?
    Петро Данилишин

    ОтветитьУдалить
  13. Позитивно. Можна буде залучити своїх колег. Дякую. Роман Ігорович

    ОтветитьУдалить
  14. Особисто я перетиналась із Шацькою на курсах підвищення кваліфікації. Це дуже позитивна жіночка і кваліфікований педагог. Я б ще раз відвідала курси, хоча б заради її лекцій. Хоча на спецкурс, нажаль, потрапити не зможу, оскільки занадто багато роботи. Дякую Вам, Наталія Михайлівна, за отримане на курсах натхнення.
    Олеся Байдур (Чернігівка)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Шановна Олеся! Дякую Вам за участь у конференції та підтримку моєї колежанки, Наталії Михайлівни Шацької. Справді, це чудова людина. Завжди будемо раді Вас бачити (а також інших учасників конференції) на кафедрі філософії та суспільно-гуманітарних дисциплін.
      Павло Гончаренко

      Удалить
  15. Как Вы полагаете, если общество делает ставку прежде всего на поддержку механизмов и персонажей массовой культуры, не угрожает ли ему искривление эмоционального и интеллектуального генотипа, а также усиление в таком обществе признаков социальной мифологии, иллюзии, утопии?
    Вадим Авдеев

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здесь мы сталкиваемся с потерями, а, скорее, просто со свойствами самоорганизации как процесса. Культура адаптирует общество к стабильности, а в режиме адаптации всегда присутствует иллюзия, миф, подмены. Думаю, что это процесс временный.
      Павел Гончаренко

      Удалить
    2. Можно с этого момента поподробнее? Пожалуйста.
      Вадим Авдеев

      Удалить
    3. Одной из главных функций культуры является поддержка в обществе механизма идентификации личности с ее глубинными, корневыми структурами и идентификация самого общества с помощью стойких императивов, которые ему известны по собственному историческому опыту в разных формах и которые могут проявляться, в частности, в массовой культуре. Именно это я имел ввиду под самоорганизаций как процессом и говоря, что это процесс временный. П.Г.

      Удалить
    4. Все понятно. Спасибо. Вадим Авдеев

      Удалить
    5. Я тут подумал над вашими замечаниями относительно массовой культуры, функций культуры и задался вопросом, а насколько это соответствует тематике секции? Кто расскажет? Олег (г.Днепропетровск)

      Удалить
    6. Анализ генезиса взаимосвязи культуры и образования позволяет утверждать, что в настоящее время в связи с изменением характера развития культуры как внеотраслевой области меняется сущность профессионального (в т.ч. и последипломного педагогического) образования. Это не столько процесс трансляции и воспроизведения отраслевой культуры, сколько процесс формирования и развития способностей различать границу значимого и не значимого (ценностные ориентации), работать, как отмечает с идеями и знаниями разных образовательных пространств, говорить о них как о едином целом.
      Роман Игоревич

      Удалить
    7. Понятно. Мне в этой связи нравится идея Рабиндраната Тагора, которая, вроде бы, определяет культуру, а по сути, посвящена образованию, когда он пишет в романе "Дом", что культура - это готовность к разного рода неожиданностям. Олег

      Удалить
    8. Я думаю, что философия последипломного педагогического образования прежде всего способствует анализу возможностей разных воспитательных средств, возможности освободиться от нагроможденных иллюзий и стереотипов, дать больше пространства творческому поиску лучших и целесообразных путей формирования личности. С таких позиций можно (хотя бы приблизительно) говорить, что современное образование строится на целостности, высшей степени гуманизма, личного ума, социальной ответственности, на балансе интеллектуальных, этических, эстетичных и физиологических компонентов индивида. П.Г.

      Удалить
  16. Шановне товариство! Щиро вдячні всім, хто не залишився байдужим до нашого спілкування! Сподіваємося на діалог у майбутньому. Щедрих творчих ужинків Вам! Галина Корицька

    ОтветитьУдалить
  17. Как думаете, чего больше минусов или плюсов в том, что последипломное образование педагогов зачастую не связано с решением конкретных задач улучшения образовательной практики? Анна Берлад

    ОтветитьУдалить
  18. Минусы в этом, конечно, тоже присутствуют. Однако мне представляется более существенным то, что взаимосвязь современной культуры и образования (в том числе последипломного педагогического) вынуждает изменить ориентацию в подготовке и повышении квалификации педагога: видеть его не как преподавателя-предметника (узконаправленного специалиста), а как преподавателя-гуманитария, ясно представляющего и понимающего целостность окружающего мира и мира самого человека, находящегося в гармонии развития и саморазвития. Виталий Ковтун

    ОтветитьУдалить
  19. Насколько я помню, об этом нам рассказывал Павел Владимирович, модератор секции, когда вспоминал Спинозу и его мысли о том, что "человеку присуще тем большее количество пассивных состояний, чем больше он имеет идей неадекватных". По-моему, интересная мысль, особенно если ее сопоставить с идеями многих философских учений, как Запада, так и Востока, что, мне кажется, характерно для лекций Павла Владимировича. Анна Берлад

    ОтветитьУдалить
  20. У Вас хорошая память, Анна. Мне тоже нравятся лекции Павла Владимировича. Павел Владимирович

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хотя, к сожалению, раз на раз не приходится. Спасибо Вам, Аня. Все-таки приятно услышать доброе слово. П.Г.

      Удалить
  21. А я думаю, главное в философии последипломного педагогического образования заключается в том, что для понимания действия необходимо знать его мотивы или, как пишет Аристотель, что "человек познает что-либо, познавая первопричины". Александр

    ОтветитьУдалить
  22. Лично мне хотелось бы больше конкретики. Я понимаю, конечно, что как написал наш коллега в комментариях про "істину сущого як такого у цілому" и все такое, что это важно, но мы же живем здесь и сейчас... Олег (г.Днепропетровск)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я думаю, что такая позиция, безусловно, заслуживает внимания и уважения, однако ее абсолютизация напоминает анекдот, где человек хотел всего и сразу, а получил ничего и постепенно. Философия последипломного педагогического образования - это, прежде всего, стратегия образования, а не тактика, хотя конкретики в ней тоже вполне достаточно. Почитайте, хотя бы, великолепные тезисы Анатолия Ивановича Павленко.
      Александр

      Удалить
  23. Дякуємо всім за співпрацю. Павло Гончаренко

    ОтветитьУдалить
  24. Современный образовательный ландшафт видится мне странным образованием, одна часть которого представляет собой развалины старой советской системы, а другая - строительной площадкой новой системы образования, относительно которой, ввиду аморфности и неотрефлексированности ее проекта, нет никаких внятных общих представлений. Поэтому неудивительно, что этот новострой неуклонно мутирует в безнадежный долгострой, с каждым днем становящийся все менее отличимым от руин. Спрашивается: какие стратегии выживания могут направлять сегодня действия обитателей этих развалин разной степени свежести? Мне об этом судить сложно, ведь мой образовательный опыт изначально был сформирован в рамках советской системы, которая в ту пору вполне сносно еще функционировала. Благодаря отлаженности работы системы в целом, ее элементы (одним из которых был и я) могли бездумно встраивать в нее "свои" адаптационные проекты. Все, что от тебя требовалось - это сделать выбор из ограниченного набора стереотипных (предзаданных, и даже предписанных) стратегий. Сегодня такой роскоши недуманья люди не могут себе позволить (при всем их желании), ведь система давно уже не работает так, как было когда-то задумано ее создателями в той еще, доинформационной и допостсоветской эпохе, видящейся сегодня вдвойне мифической. По-моему, огромный плюс сложившейся ситуации состоит в том, что ее бессистемность и неструктурированность прямо-таки принуждает людей самостоятельно думать, искать ориентиры и брать на себя ответственность за решение в пользу направления, выбранного тобой в поисках выхода из этого лабиринта руин современного образования. В такой ситуации едва ли есть смысл говорить о какой-то одной стратегии выхода (и соответствующей парадигме образования), но, скорее, о множестве тактик, из которых впоследствии, возможно, и удастся синтезировать какую-то стратегию или их набор. А может, и не удастся. В самом деле, кто сказал, что из лабиринта вообще можно выйти? Платон, помнится, говорил нечто подобное. Но этот путь - для избранных. А "нормальному" большинству следует, скорее, ограничиться заботой об адаптации. И что из всего этого следует? - Сфера образования - образование неоднородное, состоящее из двух несоразмерных частей: массовое образование и образование элитное. Поэтому в любых дебатах об образовании мы должны четко понимать, о каком именно из них идет речь в данном случае, ведь от этого будут зависеть и наши ответы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Интересные замечания. Я предполагаю, что проблема может заключаться в двойной контингентности образовательной реальности, где действия Ego обусловлены действиями или ожиданиями действий со стороны Alter Ego, в то время как Alter Ego в той же мере ориентирует свои действия на действия Ego. Т.е., я думаю, что и образование массовое (которое в любом случае должно быть развивающим) и образование индивидуально-ориентированное так или иначе взаимозависимы. Думаю, что образование как таковое эвдемологично и ставит вопрос о соответствии человеческой жизни счастливому существованию, а обе составляющие двойной контингентности образовтельной реальности, о которых мы упоминаем, направлены на осмысление человеком полноты бытия, в котором имеют место как довольство собой (определение счастья у Аристотеля, цитируется у Шопенгауэра), так и неудовлетворенность процессом достижения идеала, что, как мне видится, составляет предмет философии последипломного педагогического образования. Павел

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.